Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задание № 356
i

К эле­мен­там ма­те­ри­аль­ной куль­ту­ры от­но­сят­ся:

1) зна­ния, зда­ния, тех­ни­ка
2) ору­дия труда, зна­ния и идеи
3) во­ен­ная тех­ни­ка и сред­ства пе­ре­дви­же­ния
4) пра­ви­ла по­ве­де­ния, язык, тео­рии
Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Ма­те­ри­аль­ная куль­ту­ра

 

Под ма­те­ри­аль­ной куль­ту­рой обыч­но по­ни­ма­ют­ся ис­кус­ствен­но со­здан­ные пред­ме­ты, ко­то­рые поз­во­ля­ют людям оп­ти­маль­ным спо­со­бом при­спо­со­бить­ся к при­род­ным и со­ци­аль­ным усло­ви­ям жизни.

 

Пред­ме­ты ма­те­ри­аль­ной куль­ту­ры со­зда­ют­ся для удо­вле­тво­ре­ния раз­но­об­раз­ных по­треб­но­стей че­ло­ве­ка и по­это­му рас­смат­ри­ва­ют­ся в ка­че­стве цен­но­стей. Го­во­ря о ма­те­ри­аль­ной куль­ту­ре того или иного на­ро­да, тра­ди­ци­он­но имеют в виду такие кон­крет­ные пред­ме­ты, как одеж­да, ору­жие, утварь, про­дук­ты пи­та­ния, укра­ше­ния, устрой­ство жи­ли­ща, ар­хи­тек­тур­ные со­ору­же­ния. Со­вре­мен­ная наука, ис­сле­дуя такие ар­те­фак­ты, спо­соб­на ре­кон­стру­и­ро­вать стиль жизни даже давно ис­чез­нув­ших на­ро­дов, о ко­то­рых не оста­юсь упо­ми­на­ний в пись­мен­ных ис­точ­ни­ках.

 

При более ши­ро­ком по­ни­ма­нии ма­те­ри­аль­ной куль­ту­ры в ней усмат­ри­ва­ют три ос­нов­ных эле­мен­та.

 

Соб­ствен­но пред­мет­ный мир, со­здан­ный че­ло­ве­ком,  — зда­ния, до­ро­ги, ком­му­ни­ка­ции, при­бо­ры, пред­ме­ты ис­кус­ства и быта. Раз­ви­тие куль­ту­ры про­яв­ля­ет­ся в по­сто­ян­ном рас­ши­ре­нии и услож­не­нии мира ар­те­фак­тов, «одо­маш­ни­ва­нии» среды оби­та­ния че­ло­ве­ка. Жизнь со­вре­мен­но­го че­ло­ве­ка труд­но пред­ста­вить без слож­ней­ших ис­кус­ствен­ных устройств  — ком­пью­те­ра, те­ле­ви­де­ния, мо­биль­ных те­ле­фо­нов и т. д., ко­то­рые лежат в ос­но­ва­нии со­вре­мен­ной ин­фор­ма­ци­он­ной куль­ту­ры.

Тех­но­ло­гии - сред­ства и тех­ни­че­ские ал­го­рит­мы со­зда­ния и ис­поль­зо­ва­ния объ­ек­тов пред­мет­но­го мира. Тех­но­ло­гии ма­те­ри­аль­ны, по­сколь­ку во­пло­ще­ны в кон­крет­ных прак­ти­че­ских спо­со­бах де­я­тель­но­сти.

Тех­ни­че­ская куль­ту­ра - это кон­крет­ные на­вы­ки, уме­ния, спо­соб­но­сти че­ло­ве­ка. Куль­ту­ра со­хра­ня­ет эти на­вы­ки и уме­ния на­ря­ду со зна­ни­я­ми, транс­ли­руя из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние как тео­ре­ти­че­ский, так и прак­ти­че­ский опыт. Од­на­ко в от­ли­чие от зна­ний на­вы­ки и уме­ния фор­ми­ру­ют­ся в прак­ти­че­ской де­я­тель­но­сти, обыч­но на­лич­ном при­ме­ре. На каж­дом этапе раз­ви­тия куль­ту­ры на­ря­ду с услож­не­ни­ем тех­но­ло­гий услож­ня­ют­ся и на­вы­ки.

 

Ду­хов­ная куль­ту­ра

 

Ду­хов­ная куль­ту­ра в от­ли­чие от ма­те­ри­аль­ной не во­пло­ще­на в пред­ме­тах. Сфера ее бытия  — не вещи, а иде­аль­ная де­я­тель­ность, свя­зан­ная с ин­тел­лек­том, эмо­ци­я­ми, чув­ства­ми.

 

Иде­аль­ные формы су­ще­ство­ва­ния куль­ту­ры не за­ви­сят от от­дель­ных че­ло­ве­че­ских мне­ний. Это  — на­уч­ные зна­ния, язык, усто­яв­ши­е­ся нормы мо­ра­ли и права и т. д. Ино­гда к этой ка­те­го­рии от­но­сят де­я­тель­ность об­ра­зо­ва­ния и средств мас­со­вой ком­му­ни­ка­ции.

Ин­те­гри­ру­ю­щие формы ду­хов­ной куль­ту­ры со­еди­ня­ют раз­роз­нен­ные эле­мен­ты об­ще­ствен­но­го и лич­но­го со­зна­ния в цель­ное ми­ро­воз­зре­ние. На пер­вых эта­пах раз­ви­тия че­ло­ве­че­ства такой ре­гу­ли­ру­ю­щей и объ­еди­ня­ю­щей фор­мой вы­сту­па­ли мифы. В со­вре­мен­но­сти ее место за­ня­ли ре­ли­гия, фи­ло­со­фия и в не­ко­то­рой сте­пе­ни  — ис­кус­ство.

Субъ­ек­тив­ная ду­хов­ность пред­став­ля­ет собой пре­лом­ле­ние объ­ек­тив­ных форм в ин­ди­ви­ду­аль­ном со­зна­нии каж­до­го кон­крет­но­го че­ло­ве­ка. В этом от­но­ше­нии можно го­во­рить о куль­ту­ре от­дель­но­го че­ло­ве­ка (его ба­га­же зна­ний, спо­соб­но­сти к мо­раль­но­му вы­бо­ру, ре­ли­ги­оз­ных чув­ствах, куль­ту­ре по­ве­де­ния и т. д.).

 

Со­еди­не­ние ду­хов­но­го и ма­те­ри­аль­но­го фор­ми­ру­ет общее про­стран­ство куль­ту­ры как слож­ной вза­и­мо­свя­зан­ной си­сте­мы эле­мен­тов, по­сто­ян­но пе­ре­хо­дя­щих друг в друга. Так, ду­хов­ная куль­ту­ра  — идеи, за­мыс­лы ху­дож­ни­ка  — может во­пло­щать­ся в ма­те­ри­аль­ных вещах  — кни­гах или скульп­ту­рах, а чте­ние книг или на­блю­де­ние пред­ме­тов ис­кус­ства со­про­вож­да­ет­ся об­рат­ным пе­ре­хо­дом  — от ма­те­ри­аль­ных вещей к зна­ни­ям, эмо­ци­ям, чув­ствам.

 

Ка­че­ство каж­до­го из этих эле­мен­тов, а также тес­ная связь между ними опре­де­ля­ют уро­вень нрав­ствен­но­го, эс­те­ти­че­ско­го, ин­тел­лек­ту­аль­но­го, а в итоге  — куль­тур­но­го раз­ви­тия лю­бо­го об­ще­ства.

Пра­виль­ный ответ: во­ен­ная тех­ни­ка и сред­ства пе­ре­дви­же­ния

Источник: Цен­тра­ли­зо­ван­ное те­сти­ро­ва­ние по об­ще­ство­ве­де­нию, 2015
Сложность: II